Эхо прошедшей войны

Эхо прошедшей войны

Долгие годы родственники Любаши Пахомовой не знали о ее боевом пути и месте, где она покоится. И вот поиски дали результат.

- Моя тетя Любовь Васильевна Пахомова закончила медучилище в 1942 году и ее сразу же призвали на военную службу. В родной станице Владимирской Лабинского района остались мама и младшие братья. Отец и старший брат к этому времени уже были на фронте. Девушку направили в Сухумскую дивизию НКВД, где она занималась лечением солдат, которые выявляли и уничтожали диверсионные группы и вражеских агентов в горах Кавказа. В начале 1943 года был получен приказ погрузить личный состав дивизии в эшелоны и убыть на фронт. Путь следования к месту нового назначения пролегал через территорию родной Кубани, только что освобожденной Советской Армией от фашистов. Некогда цветущие города и села были превращены в руины. Увиденное наполняло сердце юной Любаши горечью и готовностью стойко защищать Родину, - рассказывает со слезами на глазах старшая медсестра радиологического отделения Краснодарского онкодиспансера Евгения Зайцева. – Все это было известно из писем тети Любы, а летом 1943 года  пришла  «похоронка».  После войны родня неоднократно посылала запросы в военные архивы, но ничего так и не узнали.

В прошлом году Евгения Зайцева будучи в станице Северской, зашла в музей, где увидела тоненькую книжечку "В низовьях Кубани", которая вышла в 1990 году тиражом всего 500 экземпляров. Ее автор Николай Михайлович Дискант, который служил в Сухумской дивизии НКВД и был участником боев за наш край.  Несколько часов она изучала книгу воспоминаний воинов этой дивизии и наткнулась на знакомую фамилию…

Кавказ, Таманский полуостров, Кубань. Как остервенело здесь цеплялись за каждый кусок советской земли фашисты. Они верили обещаниям Гитлера, что в этих благодатных краях будут процветать поместья преданных солдат фюрера. Кавказ был для них лакомым кусочком, где были плодородные поля,  активно развивалась нефтедобыча. Немцы заблаговременно укрепили полосу обороны, создав так называемую «Голубую линию». Ее заняли отборные горнопехотные полки, штрафные подразделения и офицерские части 17-й немецкой Армии.

Но войска Северо - Кавказского фронта теснили противника на запад, а в феврале 1943 года вышли к Таманскому полуострову. По решению Государственного комитета обороны СССР Северо-Кавказскому фронту выделили две усиленные дивизии НКВД. Одной из них была Сухумская дивизия. Выгрузившись из эшелона, личный состав которой, совершив ночной марш-бросок по раскисшим весенним дорогам, к 30 марта 1943 года сосредоточился в станице Петровской. Бойцам была поставлена задача - прорвать "Голубую линию» в районе хутора Свистельников и выйти на юго-запад, к станице Староминской.

Наступили горячие и тревожные дин. Районы, где размещалась дивизия, подвергались беспрерывным налетам авиации противника. Хутор Свистельников фашисты укрепили несколькими линиями обороны, каждую из которых нафаршировали пулеметами, минометами, противотанковыми пушками, танками.

Наступление началось утром 31 марта 1943 года. У наших ребят блиндажей и окопов не было. Были отдельные ячейки на наиболее сухих местах рисовых полей. Сыпал нудный дождь. Советские подразделения были встречены сильным артиллерийско-минометным и ружейно-пулеметным огнем противника.

Во время наступления образцы мужества и отваги показали не только наши воины. Медицинские работники под ураганным огнем выносили раненых бойцов и командиров, оказывали им первую помощь, нередко погибая,- спасли жизнь другим.

Военфельдшер комсомолка Любовь Пахомова под ураганным огнем спасла жизнь 23 бойцам и командирам. Будучи ранена сама, Люба продолжала оказывать помощь раненым, и только после второго тяжелого ранения была отправлена в медпункт. Позже стало известно, что отважная Люба скончалась от ран в госпитале. Посмертно награждена орденом Красной Звезды.

Надо отметить, что в этом бою за хутор Свистельников во всех наступающих частях дивизии было ранено и убито до 50-80% личного состава. Тела погибших были захоронены в братской могиле станицы Петровской.

- Жаль, что ее мама и моя бабушка так и не смогла поплакала на могиле дочери. Для меня тетя Люба – пример самоотверженности и стойкости, - говорит Евгения Зайцева. – И профессию я выбирала сердцем, помня о ее подвиге. Вечная память героям той войны! 

 

             


 

 

Дата публикации: 2025 марта 28